ВОЗВРАЩЕНИЕ

Автор: Андрей Лященко

Дата: 2021-01-20

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Вагон тронулся незаметно. Тихо лязгнули сцепки, и пейзаж за окном медленно покатился назад. Вот мы и поехали. Поехали домой. Остались позади все сопутствующие поездке хлопоты, волнения и проблемы. В этом путешествии нас было четверо. Четыре человека в военной форме, которые ехали домой. И если для троих из нас служба, наконец-то, закончилась, то для четвёртого, для меня, это была очередная командировка. Командировка на свою малую Родину.

Поначалу ехали молча. Так всегда бывает в начале пути. Но мерное постукивание колёс, позвякивание ложек в полупустых чайных стаканах, тихий майский вечер, а главное, общность интересов и принадлежность всех нас к армии сделали своё дело и разговор завязался. Соседи по купе удивлялись незнакомой одежде пассажиров, проплывающим за окном свечкам высотных многоэтажек, обилию незнакомых автомобилей на бегущих навстречу нам шоссейных дорогах, вышкам сотовой связи. В общем – удивлялись всему. Да оно и понятно. За годы, прошедшие со времени, когда они покинули свои сёла, изменилось очень многое. Точнее – изменилось всё.

Мы служили в разных местах – один на Юге, в Краснодарском крае, двое в Ленинградской области, а я на Полтавщине. Полилась спокойная, тихая и неторопливая беседа. Говорили о том, кто и кем был на «гражданке», о невестах, жёнах, детях. Вспомнили и службу. А моим попутчикам было, что вспомнить и что рассказать. И они рассказывали, хотя более охотно вспоминали жизнь доармейскую, гражданскую. Миша Стриха работал сельским учителем, учил детей математике, Ефим Сироштан и Ваня Коноваленко после окончания школы пошли в армию. У всех были братья и сёстры, любимые девушки, а Михаил Стриха, самый старший из них, даже успел пожить с любимой женщиной в гражданском браке. Самые обычные для миллионов мужчин житейские истории. Потом вспомнили, как нас провожали…

Яркий майский день, Витебский вокзал Санкт-Петербурга. 27 мая северная столица России праздновала свой 310-й день рождения, и было вдвойне приятно, что нас провожали так торжественно. Митинг, оркестр, много военных и гражданских. Плескались на ветру флаги, играла военная музыка. Для такого случая поезд переставили на другой перрон, чтобы все кто пришел нас проводить смогли там уместиться. Мы шли к вагону, сопровождаемые удивлёнными взглядами пассажиров и провожающих. А когда входили в дверь, строй солдат по команде офицера взял «на караул». Лица моих попутчиков на миг озарились улыбками – приятно. Отслужили с честью – проводили с почестями!

Пейзаж за окном менялся. День незаметно переходил в вечер, вечер – в ночь. А мы все говорили и не могли наговориться. Далеко за полночь сморил короткий дорожный сон. И вот – утро. Белорусско-украинская граница. Пограничный и таможенный контроль. Строгие парни и девушки в зелёных фуражках, таможенники с неизменными фонариками и чемоданчиками. Нас тщательно не проверяли, только необходимая процедура проверки личных документов. Наверное, сработало то, что мы все-таки тоже в погонах. Содружество родов войск в отдельно взятом случае. Но вот проверка закончена, и поезд снова застучал колесами на стыках рельс. За окном вагона поплыли бескрайние украинские поля, густые леса Черниговщины, аккуратные хаты украинских сёл. Разговор, вдруг, прервался. В глазах моих попутчиков стояли слёзы. Это были слёзы радости от встречи с родной землёй, где они давно не были. На лицах солдат читалось волнение от предвкушения встречи с родными, которые все эти годы их ждали...

Промелькнул за окном Нежин, и мы засобирались. Солдаты протерли сапоги, заправили гимнастёрки, подтянули ремни и лихо заломили на бок пилотки. Поезд подходил к центральному вокзалу Киева. И снова, как вчера, светило теплое майское солнце, небо было ярко-синим и безоблачным. На перроне выстроились ветераны, воины-интернационалисты, школьники, жители столицы Украины. У выхода из вагона стояли молодые ребята в такой диковинной для 2013 года советской военной форме времён Великой Отечественной войны.
Мы подождали пока из вагона вышли все пассажиры и направились к выходу. Солдаты шагнули на перрон. Грянул оркестр.…
…Три небольших, обитых красной тканью гроба с останками солдат на перрон вынесли их внуки, ветераны афганской войны. Они несли их тихо и скорбно, как будто поддерживали только вышедших из боя, измученных и усталых, но победивших боевых товарищей. Гробы установили на постамент, рядом поставили фотографии, таблички с именами и планшеты с раскрытыми вкладышами солдатских медальонов, по которым узнали их имена. Ребята в военной форме стали в караул…

Спустя семьдесят лет они вернулись

  • красноармеец Сироштан Ефим Яковлевич, 1919 г.р.,
  • красноармеец Стриха Михаил Антонович , 1913 г.р.
  • сержант Иван Васильевич , 1920 г.р.
  • Их нашли российские поисковики, прочитали медальоны. Потом сотни неравнодушных людей по обе стороны российско-украинской границы искали родственников, готовили документы, организовывали торжественные проводы, транспортировку, встречу и захоронение на родной земле со всеми подобающими героям почестями. А в скупых строчках официальных справок из архивов ясно виделись военные судьбы молодых солдат.

    …Холодная и ранняя осень 1941 года, подступы к Ленинграду, ставший уже тогда легендарным и печально известным «Невский пятачок», траншея недалеко от 8-й ГРЭС из которой бил фашистов Ефим Сироштан. Она же стала ему и ещё семерым его товарищам братской могилой после прямого попадания немецкой мины. Затем было лето 1942 года, жаркие краснодарские степи. Прущая на Кавказ вражеская механизированная армада, которую вместе с боевыми друзьями сдерживал сержант Иван Коноваленко. Сдерживал стойко, пока не лег в пыльную землю, сражённый немецкой пулей. А это уже весна 1943 года, апрель. И снова Ленинградский фронт, снова «Невский пятачок», околица деревни Арбузово. Опытный разведчик Михаил Стриха возвращается с группой из поиска. За спиной два с половиной года войны. В них горечь отступления летом 1941 года, «котёл» под Киевом, плен, лагерь военнопленных, побег, переход линии фронта, проверка и снова бесконечные бои... Разведчики были уже почти на нейтральной полосе, когда по ним из засады в упор ударили немецкие автоматы…

    Потом в трёх украинских сёлах прошли торжественные церемонии захоронения героев. Были добрые слова в адрес российских и украинских поисковиков, были слёзы родных и близких, мужчин и женщин, старых и молодых. Было осознание общей Трагедии и общей Гордости за нашу Общую Победу. Были стихи детей и песни взрослых. Не было только равнодушных. Да их и не могло быть! И, слава Богу! Эти навсегда молодые, погибшие ребята ещё раз напомнили нам, что мы – Братья! Были Братьями и таковыми останемся. Навсегда! Не взирая ни на что!
    А солдаты уходили на небо… Уходили гордо! Под троекратный залп и молитву… Уходили к боевым товарищам, занимая свои места в Строю… Уходили и желали оставшимся на полях боев без вести пропавшим быть найденными и, наконец, ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ!!!...



Просмотров: 220